Последовательные люди
el
sergeyoho
У меня в школе был друг. Паренек тихий, серьёзный и вдумчивый. Он очень увлекался американскими индейцами, искал про них разной степени достоверности истории в советских журналах и альманахах. Ну и, логичным образом, он ненавидел врагов индейцев.

Паренёк он был, повторяю, вдумчивый. Смотрел в суть вещей. Он тихо сидел рядом со мной на уроке истории в шестом, кажется, классе и незаметно для учителя уродовал портрет Колумба в учебнике. Вначале пририсовывал всякие гадости, потом закрашивал, потом, кажется, и вовсе вырвал его из учебника нафиг.

Я смотрю, в Штатах тоже вдумчивые люди не перевелись. Некоторые опасались, что за генералом Ли очередь рабовладельца Вашингтона настанет. Какой ещё Вашингтон-шмашингтон, «Народное сопротивление» зрит в корень всех бед.

Долина Аоста. Общие впечатления
el
sergeyoho


Съездили на север Италии с небольшими заездами в Женеву и во Францию. Спасибо andrey_katz и tigrenok_t, славно поели шашлыков и пообщались в пригороде Женевы.

Долина Аоста очень понравилась и показалась неосвоенной туристами из обоих наших отечеств. Иврита я за две недели не слышал ни разу, это нетривиальное наблюдение в Европе летом. Русский слышал дважды в заведомо популярных местах – на итальянской стороне Монблана и на древнеримских развалинах в Аосте. А в горах всё «бонджорно» и «бонжур». (Регион частично франкоязычный.)

Чтоб соваться туда летом, надо быть любителями горных походов. Ценителям замков, римских развалин и всякой другой культуры тоже есть что смотреть. Но могут быть проблемы с жарой. И первую нашу неделю они таки были. Старались находиться между двумя и тремя километрами над уровнем моря, там было хорошо. Поднимались на фуникулёре от города Аосты или на машине по одной из боковых долин, потом поднимались ещё выше до какого-нибудь refugio (горный приют-ресторан-гостиница). Поешь-выпьешь и обратно. А на стоянке у фуникулёра в Аосте термометр в машине как-то +42 показал.

Вторая неделя была холоднее, с умеренным количеством дождей. Сделали рафтинг по горной реке, съездили в Турин, посмотрели замки долины Аоста. Поскольку через долину проходит древний военный и паломнический путь из Италии через перевал Сен-Бернар, то крепостей как собак нерезаных. Вот только настоящих собак не посмотрели. Был план поехать гулять с сенбернарами на Сен-Бернаре, но дочь в этот день плохо себя почувствовала. А без неё нам было как-то странно этим заниматься.

Read more...Collapse )

Заголовки новостных сайтов. Пять лет спустя
el
sergeyoho
Пять лет назад написал заметку с нехитрыми соображениями о пропагандистских приёмах западных СМИ. Мол, напрямую врать не очень принято, чай не восточные варвары. Работают, например, через расстановку и формулировки заголовков. Иллюстрировал мысли в основном на Ливии. Как справедливо отметил Иосиф Бродский, в Ливии до сих пор воюют. Но сколько ж можно про Ливию. Новые песни придумала жизнь. В том числе про имперские метрополии, а не окраины цивилизации.

На этой неделе произошло трагичное и для западного человека не очень «политическое» событие. Хотя для следящего за новостями ИГИЛовца, наверное, маленькая радость в очень трудный момент в игиловской жизни. В штате Миссисипи разбился самолёт с морпехами, 16 убитых. Я знаю, как в таких случаях в Израиле, неважно про одного-двух или про шестнадцать. В начале новостей называется каждый поименно, фотография, место и время похорон. Ну мы страна мелкая и мелочная, сравнивать провинциальные обычаи с настоящими великими странами неуместно. Поучительнее посмотреть на скриншоты с трёх сайтов, которые я синхронно сделал вскоре после события.

Read more...Collapse )

Женева
el
sergeyoho
Начал понемногу готовиться к отпуску. Культурная программа небольшая, в основном гуляем в Итальянских Альпах. В эту самую культурную программу входит Женева, поскольку мы туда прилетаем.

Вычитал два любопытных факта. Во-первых, в бывшем «Протестантском Риме» самая большая религиозная община – католики. 37.5%. Атеистов и агностиков 23%, Не больше 15% протестантов. 5% мусульман, 2% православных, 1.5% иудеев. Это не так уж удивительно. Как я понимаю, протестанство в Европе загибается. В Голландии, например, католиков тоже больше, чем протестантов. Но куда меньше, чем атеистов.

По каким-то неведомым мне причинам малорелигиозные католики чаще продолжают считать себя католиками и «уважать традиции». Типа многих светских израильтян, которые постятся в Судный День и справляют пасхальный седер. А европейские протестанты прямиком в атеисты отправляются. В отличие от американских протестантов.

Второй факт более неожиданный и драматичный. По свидетельству Григория Турского, окрестности Женевы в 563 году смыло … цунами. То ли оползень с гор на другой стороне озера, то ли движение дна. По оценкам учёных 16 метров волна на той стороне, 8 метров у Женевы. Такие дела.

Не зарекайтесь, люди, от чумы, сумы, тюрьмы и участи Мумы.

Нарко
el
sergeyoho
В последнее время смотрю кино на наркотические темы. Во-первых, занимательный сериал «Нарко» про Эскобара, который, наверное, многие видели. В середине второго сезона сейчас. Раз такая пьянка, посмотрел ещё «Убийцу» («Sicario») Дени Вильнёва. Чтоб сравнить мексиканцев с колумбийцами. Неплохой нуар. Хотя среди фильмов Вильнёва «Пожары» безусловно для меня на первом месте с большим отрывом. Страшная лента на ближневосточную тему, ничего похожего не видел.

А несколько дней назад зашёл в Википедии в список текущих войн и конфликтов. Эти самые войны разделены по четырём категориям. Больше 10000 жертв в 2016-и или 2017-м, больше 1000, больше 100 и остальные.

В первой категории четыре войны. Ожидаемо три мусульманских бойни – Сирия, Ирак и Афганистан. А четвёртая бойня – мексиканская нарковойна. Признаться, совершенно не ожидал, что там такие эпичные масштабы. 100-150 тысяч трупов за 10 лет.

В связи с этим вспомнился один старый пост левого блоггера с ником gomberg, лет 7 назад дело было. Как раз в Мексике живёт и работает. Это даже был не пост, а длинный коммент в чужом журнале, сейчас не могу найти. Тогда привлёк внимание среди пикейных жилетов. Тем более, что в те времена сей блоггер выглядел спокойным, ироничным, эрудированным и более-менее вменяемым. (Попадались его комменты в трамповскую эпоху, ад и треш. Ну много кому снесло крышу....)

Идея была в сравнении израильско-палестинского конфликта и мексиканской войны с наркотиками. Мол, в обоих случаях идёт война, гибнут люди, а толку нет и счастья не просматривается. Праваки очень злились, объясняли, что «совсем другое дело». А я тогда подумал в другом ключе. Почему б торжественно не пообещать достойному блоггеру-гуманисту. «Когда вы, уважаемые мексы, решите свои проблемы с наркобизнесом, то мы, сионисты проклятые, обязуемся в кратчайшие сроки замириться с палестинцами. А до этого светлого момента, левачки заморские, перестаньте к нам приёживаться.» Риск небольшой, мне кажется.

Теперь вспомнилось, и я национальную гордость испытал в плане менеджмента неразрешимых конфликтов. Наш матч Израиль-Палестина скромно в третьей категории из четырёх в вышеупомянутой таблице войн. И, надо сказать, интерес к этому разрекламированному региональному поединку сейчас вроде падает. Ну и Трамп помогает. Я к нему временами суров, но в этом вопросе спасибо.

Возвращаясь к сериалу «Нарко». Чуть подсёл на латинскую музыку оттуда, собираю песни слушать в машине в отпуске.




Суровые китайские нравы
el
sergeyoho
В 2010-м году лауреатом Нобелевской Премии Мира стал китайский правозащитник Лю Сяобо. За год до присуждения премии ему дали 11 лет тюрьмы. Возможно, Нобелевский Комитет рассчитывал помочь лауреату таким решением. Не сложилось. Похоже, китайские власти решили разъяснить, где они видели прогрессивную общественность и уменьшить вероятность аналогичных присуждений в будущем. Жену лауреата, китайскую поэтессу, немедленно поместили под домашний арест. Встречалась с мужем редко и под строгим надзором тюремщиков, контролирующих каждое слово. В какой-то момент ей запретили передавать в тюрьму письма. Пишут, что у жены депрессия.

А несколько дней назад Лю Сяобо освободили. Рак печени в терминальной стадии. Лечиться за границу не выпускают.

Гораздо жёстче получилось, чем с Андреем Дмитриевичем Сахаровым или бирманской правозащитницей Аун Сан Су Чжи. Последний лауреат, по которому аналогичным образом проехалась государственная машина – умерший в 1938-м немец Карл фон Осецкий. Тоже выпустили из концлагеря умирать. От туберкулёза.

Впрочем, в отличие от жителей СССР или других жёстких диктатур прошлого, у современных китайцев или россиян есть возможность уехать и строить свою жизнь там, где это им лично подходит. Если кому-то милее путь революционера – что ж, рискованное дело. Лауреат как-то по молодости сказал, что Китаю нужно триста лет западного колониализма, чтоб стать чем-то приличным типа Гонконга. Мне кажется, учитывая китайскую историю 19-го века, что тамошними широкими массами это может восприниматься как «жалко, что Гитлер нас не победил» от российского диссидента.

Наверное, если уж Нобелевскому Комитету приспичило поддержать китайское демократическое движение, премию стоило дать какому-нибудь менее радикальному и более патриотичному борцу за китайскую демократию. Может и хотели как лучше, а получилось грустно.

Об уважении к судебному сословию
el
sergeyoho
В прошлые выходные состоялся один из ключевых боксёрских поединков года. Андре Уорд против Сергея Ковалёва. Полутяжёлый вес. Израильские комментаторы сравнили бой с поединком Иван Драго - Рокки Бальбоа (он же Сильвестр Сталлоне). Ковалёв по кличке Крушитель – жутковатый нокаутёр, один из его соперников в России напропускал ударов, потерял сознание после боя и не выжил. Уорд – быстрый технарь, но при этом не гнушающийся грязными приёмами. Олимпийский чемпион в любителях, последний раз проигрывал в 12 лет. Выглядит меньше и субтильнее Ковалёва.



Они уже дрались в прошлом году. Русский во втором раунде крепко уронил американца. Однако тот поднялся, потанцевал, поклинчевал, к концу Ковалёв подустал. Уорду дали немного спорную победу по очкам. В контракте был оговорен реванш, однако я сомневался, некоторые комментаторы тоже. Поскольку выглядело это по Галичу: «Как ни целься - выше, ниже ли: Ты ударишь - я, бля, выживу, Я ударю - ты, бля, выживи!»

Но Уорд парень не из пугливых, второй бой состоялся. Снова в Лас-Вегасе. Американец провёл его вполне в духе Галича. Боксировал хорошо, не был под угрозой нокаута в этот раз. И при этом целился несколько ниже, чем это полагается среди джентльменов. При попустительстве судьи. Одно замечание схлопотал, но "спорных моментов" было куда больше. В восьмом раунде Уорд проводит серию ударов. Несколько красиво в голову, а несколько опять подозрительно близко к яйцам соперника. Ковалёв сгибается от боли, судья останавливает бой к некоторому удивлению присутствующих. Технический нокаут. Типа Ковалёв прекратил защищаться от полностью легитимных ударов, бой прекращён ради его драгоценного здоровья.

Можно, конечно, сетовать на домашнее судейство или русофобию. Но тут есть один нюанс. Боксёры, как известно, люди в целом не очень культурные. А перед боем им полагается по ритуалу эту некультурность выпячивать, рассказать в твиттере или прессе чего-нибудь интересное про соперника. Ковалёв говорил нормальные в целом вещи, типа «Уорд бьёт как женщина». Надо было и продолжать в том же стиле, упомянуть маму, сестру и жену Уорда. Судья ведь не был женщиной. Он был очень чёрным мужчиной. Кажется, вдвое чернее мулата Уорда. А Ковалёв в пылу перед боем и про чёрных чего-то не то наговорил. Зря он так, по-моему. Проверил бы заранее цвет и пол судьи, учёл бы. Если б Ковалёв был намного-намного сильнее противника, мог бы чего угодно сказать. Но ведь не тот случай.

Read more...Collapse )

«Коммивояжёр»
el
sergeyoho
Возможно, впервые за долгое время не посмотрю два самых прогремевших фильма c последней церемонии «Оскара». «Ла-Ла Ленд» многие матерят. Плюс романтический мюзикл. Мягко говоря, не самый любимый мной жанр. «Лунный свет» про гея-негра? Я ничего не имею против негров или против геев. Однако ощущение типа «пьеса про сталеваров получила Ленинскую Премию». Я и против сталеваров никогда ничего не имел. Люди как люди, почему бы пьесе про них чисто теоретически не быть супергениальной и покруче «Фауста» Гёте? Но почему-то не верилось. И сейчас не верится.

Однако, чтоб не быть совсем отсталым ксенофобом, глянул иранский фильм, получивший «Оскар» в иностранной категории.



Это для меня вторая лента Асгара Фархади, ещё «Развод Надера и Симин» видел. И, кстати, похожие впечатления. Фильмы качественные, очень мрачные по сути. И тонкие, сделанные «на оттенках». Это, кстати, отличает их в лучшую сторону от виденной мной российской оппозиционной чернухи. Оговорюсь, что я видел немного, виденное мне чаще всего не нравилось, а жена вообще объявила постсоветскому кино бойкот после просмотра одного из духовных блокбастеров Звягинцева на хайфском фестивале.

Аятоллы куда жёстче православных чекистов, за откровенную чернуху с порнухой без головы можно проснуться, а вовсе не бесстрашным героем либеральной тусовки. Поэтому режиссёру приходится аккуратно работать через атмосферу и мелкие детали. Типа когда в “Разводе” женщина нанимается ухаживать за старичком с Альцгеймером. Надо то ли помыть, то ли подгузник сменить. Звонит мулле, консультируется, прилично ли.

Кстати, возник вопрос. Герои играют «Смерть коммивояжёра» Миллера в любительском или полулюбительском театре, сюжет часто скачет из театра к ним домой и обратно. Мне показалось, что пьеса не так важна, параллели надуманы. (Впрочем, с сюжетом пьесы знаком в интернет-пересказе.) Это бегство от малоприятной реальности в «другую жизнь». Тоже нерадостную, но важно, что другую. Чужая малоприятная реальность зеленее. А у режиссёра и моей супруги какие-то другие мнения.

Любопытная гипотеза об опросах и выборах
el
sergeyoho
Эту гипотезу развивает уважаемый мной Нейт Сильвер в нескольких постах.

Ставится вопрос. Допустим, вы увлечённый политикой пикейный жилет и вас интересуют результаты грядущих выборов в какой-нибудь приличной демократической стране. США, Британии, Франции, неважно. Есть опросы, есть оценки, учитывающие много опросов сразу. Но может статистики ошибаются? В какую сторону?

Гипотеза проста до брутальности. Сравните опросы с «общественным мнением». Один из показателей общественного мнения – ставки на тотализаторе. Другой, неформальный – общая атмосфера и ожидания в СМИ. Вы, скорее всего увидите какую-то разницу между вытекающими из опросов вероятностями и ожиданиями общественности. Далее смело предполагайте, что общественность ошибается. Реальный результат будет отличаться от опросов в противоположном направлении.

Примеры? Трамп, Макрон во Франции, Брекзит. Ожидания общественности были во всех трёх случаях примерно одинаковыми. Типа 10-20% шансов Брекзиту, Трампу и Лепен. При этом хорошие статистические модели давали почти ничью по Брекзиту, под 30% Трампу и примерно ноль Лепен. Результат – Трамп и Брекзит вполне преуспели. А Макрон вынес Лепен с большим преимуществом, чем предсказывали опросы и отдельные психованные левые французы. Не будем тыкать пальцем в конкретные посты в духе: «У меня пропала мобильная связь в горах, и я почти умерла от страха за судьбу любимой Франции». При непобиваемой разнице в опросах и иногда от людей с типа техническим образованием.

Вывод выглядит на первый взгляд загадочным. Неужели общественность настолько тупа, чтоб всё время ошибаться? Нет, самое логичное объяснение – конформизм опросников. Миллионы лет эволюции учат людей подстраиваться под мнение стаи. Что опросники и делают. Сознательно или, скорее всего, бессознательно. Начинают, допустим, с относительно объективной оценки. А потом правят всякие коэффициенты, двигаются в сторону эмоций толпы и мнений властителей дум.

Сейчас мы, похоже, наблюдаем очередную драму в этом стиле в Британии.

Нейт Сильвер писал вчера, что тотализаторы дают 15% на отсутствие большинства у консерваторов. Статистические модели дают больше, хоть и сильно меньше 50%. Результат – консерваторы либо теряют большинство, либо очень к этому близки.

Ну и мораль для политиков и конкретно не совсем глупой англичанки Терезы Мэй, объявившей выборы на пустом месте без серьёзной причины. Сейчас никто ни хера не понимает, что происходит и что будет. Так не будьте мудаками и не начинайте чинить то, что не сломано. И пытаться менять приемлемое на лучшее.

То же самое, кстати, относится к буйным сторонникам перемен в Израиле.

Старая цитата
el
sergeyoho
Одна из непрочитанных бумажных книг на полках, чей запас больше не пополняется – «Демократия в Америке» Алексиса де Токвиля. Как то не тянуло, книге почти 200 лет и довольно увесистая на вид. А сейчас прочёл «Великое вырождение» Ниалла Фергюсона, впечатлила цитата именно из Токвиля.

Это даже не описание положения дел через два века после Токвиля, а вроде как современная Утопия: куда бы нас могли привести в будущем всякие разлитые в воздухе идеи, если б всё было гладко, как на бумаге. В обществе где, согласно верному наблюдению Юваля Харари, многие не согласны удовлетвориться записанным в американской Конституции правом на стремление к счастью. С потенциальной возможностью сломать шею по ходу этого стремления. Взрослым деткам гарантированное «право на счастье» подавай.

Я хочу представить себе, в каких новых формах в нашем мире будет развиваться деспотизм. Я вижу неисчислимые толпы равных и похожих друг на друга людей, которые тратят свою жизнь в неустанных поисках маленьких и пошлых радостей, заполняющих их души. Каждый из них, взятый в отдельности, безразличен к судьбе всех прочих: его дети и наиболее близкие из друзей и составляют для него весь род людской. Что же других сограждан, то он находится рядом с ними, но не видит их; он задевает их, но не ощущает; он существует лишь сам по себе и только для себя. И если у него еще сохраняется семья, то уже можно по крайней мере сказать, что отечества у него нет.

Над всеми этими толпами возвышается гигантская охранительная власть, обеспечивающая всех удовольствиями и следящая за судьбой каждого в толпе. Власть эта абсолютна, дотошна, справедлива, предусмотрительна и ласкова. Ее можно было бы сравнить с родительским влиянием, если бы ее задачей, подобно родительской, была подготовка человека к взрослой жизни. Между тем власть эта, напротив, стремится к тому, чтобы сохранить людей в их младенческом состоянии; она желала бы, чтобы граждане получали удовольствия и чтобы не думали ни о чем другом. Она охотно работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром; она заботится о безопасности граждан, предусматривает и обеспечивает их потребности, облегчает им получение удовольствий, берет на себя руководство их основными делами, управляет их промышленностью, регулирует права наследования и занимается дележом их наследства. Отчего бы ей совсем не лишить их беспокойной необходимости мыслить и жить на этом свете?

... После того как все граждане поочередно пройдут через крепкие объятия правителя и он вылепит из них то, что ему необходимо, он простирает свои могучие длани на общество в целом. Он покрывает его сетью мелких, витиеватых, единообразных законов, которые мешают наиболее оригинальным умам и крепким душам вознестись над толпой. Он не сокрушает волю людей, но размягчает ее, сгибает и направляет; он редко побуждает к действию, но постоянно сопротивляется тому, чтобы кто-то действовал по своей инициативе; он ничего не разрушает, но препятствует рождению нового; он не тиранит, но мешает, подавляет, нервирует, гасит, оглупляет и превращает в конце концов весь народ в стадо пугливых и трудолюбивых животных, пастырем которых выступает правительство.

?

Log in

No account? Create an account