«Коммивояжёр»
el
sergeyoho
Возможно, впервые за долгое время не посмотрю два самых прогремевших фильма c последней церемонии «Оскара». «Ла-Ла Ленд» многие матерят. Плюс романтический мюзикл. Мягко говоря, не самый любимый мной жанр. «Лунный свет» про гея-негра? Я ничего не имею против негров или против геев. Однако ощущение типа «пьеса про сталеваров получила Ленинскую Премию». Я и против сталеваров никогда ничего не имел. Люди как люди, почему бы пьесе про них чисто теоретически не быть супергениальной и покруче «Фауста» Гёте? Но почему-то не верилось. И сейчас не верится.

Однако, чтоб не быть совсем отсталым ксенофобом, глянул иранский фильм, получивший «Оскар» в иностранной категории.



Это для меня вторая лента Асгара Фархади, ещё «Развод Надера и Симин» видел. И, кстати, похожие впечатления. Фильмы качественные, очень мрачные по сути. И тонкие, сделанные «на оттенках». Это, кстати, отличает их в лучшую сторону от виденной мной российской оппозиционной чернухи. Оговорюсь, что я видел немного, виденное мне чаще всего не нравилось, а жена вообще объявила постсоветскому кино бойкот после просмотра одного из духовных блокбастеров Звягинцева на хайфском фестивале.

Аятоллы куда жёстче православных чекистов, за откровенную чернуху с порнухой без головы можно проснуться, а вовсе не бесстрашным героем либеральной тусовки. Поэтому режиссёру приходится аккуратно работать через атмосферу и мелкие детали. Типа когда в “Разводе” женщина нанимается ухаживать за старичком с Альцгеймером. Надо то ли помыть, то ли подгузник сменить. Звонит мулле, консультируется, прилично ли.

Кстати, возник вопрос. Герои играют «Смерть коммивояжёра» Миллера в любительском или полулюбительском театре, сюжет часто скачет из театра к ним домой и обратно. Мне показалось, что пьеса не так важна, параллели надуманы. (Впрочем, с сюжетом пьесы знаком в интернет-пересказе.) Это бегство от малоприятной реальности в «другую жизнь». Тоже нерадостную, но важно, что другую. Чужая малоприятная реальность зеленее. А у режиссёра и моей супруги какие-то другие мнения.

Любопытная гипотеза об опросах и выборах
el
sergeyoho
Эту гипотезу развивает уважаемый мной Нейт Сильвер в нескольких постах.

Ставится вопрос. Допустим, вы увлечённый политикой пикейный жилет и вас интересуют результаты грядущих выборов в какой-нибудь приличной демократической стране. США, Британии, Франции, неважно. Есть опросы, есть оценки, учитывающие много опросов сразу. Но может статистики ошибаются? В какую сторону?

Гипотеза проста до брутальности. Сравните опросы с «общественным мнением». Один из показателей общественного мнения – ставки на тотализаторе. Другой, неформальный – общая атмосфера и ожидания в СМИ. Вы, скорее всего увидите какую-то разницу между вытекающими из опросов вероятностями и ожиданиями общественности. Далее смело предполагайте, что общественность ошибается. Реальный результат будет отличаться от опросов в противоположном направлении.

Примеры? Трамп, Макрон во Франции, Брекзит. Ожидания общественности были во всех трёх случаях примерно одинаковыми. Типа 10-20% шансов Брекзиту, Трампу и Лепен. При этом хорошие статистические модели давали почти ничью по Брекзиту, под 30% Трампу и примерно ноль Лепен. Результат – Трамп и Брекзит вполне преуспели. А Макрон вынес Лепен с большим преимуществом, чем предсказывали опросы и отдельные психованные левые французы. Не будем тыкать пальцем в конкретные посты в духе: «У меня пропала мобильная связь в горах, и я почти умерла от страха за судьбу любимой Франции». При непобиваемой разнице в опросах и иногда от людей с типа техническим образованием.

Вывод выглядит на первый взгляд загадочным. Неужели общественность настолько тупа, чтоб всё время ошибаться? Нет, самое логичное объяснение – конформизм опросников. Миллионы лет эволюции учат людей подстраиваться под мнение стаи. Что опросники и делают. Сознательно или, скорее всего, бессознательно. Начинают, допустим, с относительно объективной оценки. А потом правят всякие коэффициенты, двигаются в сторону эмоций толпы и мнений властителей дум.

Сейчас мы, похоже, наблюдаем очередную драму в этом стиле в Британии.

Нейт Сильвер писал вчера, что тотализаторы дают 15% на отсутствие большинства у консерваторов. Статистические модели дают больше, хоть и сильно меньше 50%. Результат – консерваторы либо теряют большинство, либо очень к этому близки.

Ну и мораль для политиков и конкретно не совсем глупой англичанки Терезы Мэй, объявившей выборы на пустом месте без серьёзной причины. Сейчас никто ни хера не понимает, что происходит и что будет. Так не будьте мудаками и не начинайте чинить то, что не сломано. И пытаться менять приемлемое на лучшее.

То же самое, кстати, относится к буйным сторонникам перемен в Израиле.

Старая цитата
el
sergeyoho
Одна из непрочитанных бумажных книг на полках, чей запас больше не пополняется – «Демократия в Америке» Алексиса де Токвиля. Как то не тянуло, книге почти 200 лет и довольно увесистая на вид. А сейчас прочёл «Великое вырождение» Ниалла Фергюсона, впечатлила цитата именно из Токвиля.

Это даже не описание положения дел через два века после Токвиля, а вроде как современная Утопия: куда бы нас могли привести в будущем всякие разлитые в воздухе идеи, если б всё было гладко, как на бумаге. В обществе где, согласно верному наблюдению Юваля Харари, многие не согласны удовлетвориться записанным в американской Конституции правом на стремление к счастью. С потенциальной возможностью сломать шею по ходу этого стремления. Взрослым деткам гарантированное «право на счастье» подавай.

Я хочу представить себе, в каких новых формах в нашем мире будет развиваться деспотизм. Я вижу неисчислимые толпы равных и похожих друг на друга людей, которые тратят свою жизнь в неустанных поисках маленьких и пошлых радостей, заполняющих их души. Каждый из них, взятый в отдельности, безразличен к судьбе всех прочих: его дети и наиболее близкие из друзей и составляют для него весь род людской. Что же других сограждан, то он находится рядом с ними, но не видит их; он задевает их, но не ощущает; он существует лишь сам по себе и только для себя. И если у него еще сохраняется семья, то уже можно по крайней мере сказать, что отечества у него нет.

Над всеми этими толпами возвышается гигантская охранительная власть, обеспечивающая всех удовольствиями и следящая за судьбой каждого в толпе. Власть эта абсолютна, дотошна, справедлива, предусмотрительна и ласкова. Ее можно было бы сравнить с родительским влиянием, если бы ее задачей, подобно родительской, была подготовка человека к взрослой жизни. Между тем власть эта, напротив, стремится к тому, чтобы сохранить людей в их младенческом состоянии; она желала бы, чтобы граждане получали удовольствия и чтобы не думали ни о чем другом. Она охотно работает для общего блага, но при этом желает быть единственным уполномоченным и арбитром; она заботится о безопасности граждан, предусматривает и обеспечивает их потребности, облегчает им получение удовольствий, берет на себя руководство их основными делами, управляет их промышленностью, регулирует права наследования и занимается дележом их наследства. Отчего бы ей совсем не лишить их беспокойной необходимости мыслить и жить на этом свете?

... После того как все граждане поочередно пройдут через крепкие объятия правителя и он вылепит из них то, что ему необходимо, он простирает свои могучие длани на общество в целом. Он покрывает его сетью мелких, витиеватых, единообразных законов, которые мешают наиболее оригинальным умам и крепким душам вознестись над толпой. Он не сокрушает волю людей, но размягчает ее, сгибает и направляет; он редко побуждает к действию, но постоянно сопротивляется тому, чтобы кто-то действовал по своей инициативе; он ничего не разрушает, но препятствует рождению нового; он не тиранит, но мешает, подавляет, нервирует, гасит, оглупляет и превращает в конце концов весь народ в стадо пугливых и трудолюбивых животных, пастырем которых выступает правительство.

По следам «Антрополога на Марсе»
el
sergeyoho
По наводке tsirya прочёл «Антрополога на Марсе» Оливера Сакса. Показалось даже посильнее «Человека, который принял жену за шляпу». Книга состоит из семи очень подробно и с чувством рассказанных психологических или неврологических историй. Большинство рассказов – о талантливых людях с разными психическими странностями и проблемами.

Например, хирург с синдромом Туретта. Одно из ярких проявлений синдрома – тики, тело дёргается диковатым образом. Хирург этот самый лежит в комнате для отдыха врачей на полу, дёргается потихоньку и обсуждает с коллегами кейсы канадских провинциальных больных. К нему привыкли, ценят, доверяют и не удивляются. Потом идёт и режет больного два часа как миленький. Только просит, чтоб его во время операции не отвлекали звонками из дома и другой фигнёй. Потому что он в «потоке профессиональной деятельности», а такое отвлечение может его ненароком обратно в синдром Туретта перебросить.

Некоторые герои книги - вполне себе известные люди из Википедии. Книга 1995-го года, так что интересно глянуть, как у них жизнь сложилась. Например, Стивену Уилтширу во время написания "Антрополога на Марсе" было двадцать лет. А сейчас за 40. Вроде всё нормально у него. Вот, панораму Манхэттена для аэропорта JFK рисует. Ему достаточно посмотреть разок с высоты и всё запомнить.



Стивен родился в бедной лондонской семье. Отец рано умер, вроде это сильно подкосило ребёнка. Школа для детей с отклонениями. Как и для многих других талантливых аутистов, важнейшее значение имеет наличие рядом толковых и готовых помочь людей. Развилка: проведёт ли человек не очень весёлую жизнь в каком-нибудь спецзаведении или попадёт не на последнее место в энциклопедию. В случае Стивена таких людей было двое: учитель начальных классов Крис Маррис и позднее увлекшаяся его работами литературный агент Маргарет Хьюстон.

У Уилтшира рано обнаружились необычные способности к рисованию. При этом он был почти в полной отключке и говорить не желал. Педагоги вели себя очень нехорошо: стали забирать бумагу и ждать, что будет. Первым словом Стивена и была «бумага», потом освоил и остальные, лет в 8-9. Это не означает, что он мог адекватно себя вести или воспринимать поведение других людей. Не особо мог, по крайней мере во время написания «Антрополога на Марсе». По тестам его IQ было равно 52.

Первой известной серией Уилтшира был «Лондонский алфавит». Крис Маррис гулял с ним по городу, мальчик рисовал здания. Через много лет любимое задание разных городских властей – попросить Уилтшира нарисовать город после облёта с вертолёта. Получается, например так.



В последнее время много зовут в богатеющие города Востока: Сингапур, Гонконг, Дубай. На сайте художника написано что-то типа «Рассмотрим ваши предложения, но учтите, что есть очередь».

Read more...Collapse )

Твиттер девятнадцатого века
el
sergeyoho
Сейчас на дворе время пустого трёпа и обесценивания слов. Это прежде всего заметно в политике, но не только. На производстве тоже заметно, например.

Главы государств заводят соцсети, мелют там какую-то хрень. Я, например, совершенно не удивлюсь, если Нетаниягу с утра просматривает твиттер Трампа и чешет репу, как бы половчее лизнуть литературный и политический талант нашего дорогого друга и крышевателя. Однажды даже с Мексикой чуть-чуть поссорился на этой почве. Более того, как израильский гражданин, я считаю, что такого рода утренние просмотры и лизания являются гражданским долгом нашего премьера. Мы страна маленькая, должны действовать в русле текущих правил игры.

Полагаю, этот сюжет известен тем, кто интересуется историей. И в Википедии описан. Но поучительно вспомнить по поводу современного расцвета этой самой пустопорожней болтовни.

Жил был и царствовал русский император Николай Павлович. Он же Николай I, он же Николай Палкин по версиям Герцена и Льва Толстого. Кстати, мне кажется вполне вероятным, что теперешний правитель России используют как «ролевую модель» именно этого царя.

Несмотря на то, что либералы-революционеры сделали всё возможное, чтоб Николая Павловича опорочить, его клонившееся к закату царствование можно было б назвать более-менее благополучным, хоть и не блестящим. Войны выигрывались, финансы были в относительном порядке, диссидентов курощали, театральная жизнь расцветала, поэты писали стихи и гибли на дуэлях.

Поскольку разные культурные тенденции и военные походы переплели судьбу России и Франции, то Николай I пристально и не слишком доброжелательно следил за судьбой крикливой и беспокойной нации. Пришедшего к власти в результате революции 1830-го демократичного на вид Луи Филиппа царь в частных письмах величал «канальей». Переживал, что другие великие державы его признали, не посоветовавшись с «жандармом Европы».

Когда в 1848-м году очередная революция согнала Луи Филиппа с престола, царь с одной стороны порадовался: он получил то, что заслуживает, он уходит через ту дверь, через которую вошёл . А, с другой стороны, пожилому и желчному человеку было не угодить. Новый французский лидер, Луи-Наполеон Бонапарт, он же Наполеон III, тоже не пришёлся ко двору. В 1852-м Наполеон-племянник избирает себя императором, президентства оказалось мало.




Теперь Николаю Павловичу во всемирном Твиттере полагалось называть этого недоношенного Наполеона "mon frère", то бишь «мой брат». А в частных мейлах можно и канальей, это не так важно. Такой нагрузки душа монарха не выдержала. Он написал Наполеону в Твиттере, то бишь официальном письме, «mon ami», «мой друг». Злонамеренно нарушив протокол. Смертельно и прилюдно оскорбив опасного и обидчивого человека, руководящего великой державой.

Дальнейшее широко известно. Ссора между католическим и православным священником по поводу владения ключами вифлеемской церкви запускает сложные и опасные геополитические процессы. Которые оскорблённый до глубины души французский император бодро старался раскрутить, а вовсе не притушить. Ну и пошло-поехало. Синоп и Нахимов, предательство австрийцев, «Севастопольские рассказы» Толстого, Флоренс Найтингейл и героическая оборона Петропавловска-Камчатского.

Петропавловск-Камчатский отстояли, но крымские полимеры накрылись медным тазом. Николай Павлович умирает в 1855 в большой печали, предоставив наследнику Александру Николаевичу разгребать наваленное батюшкой дерьмо. Ходили даже слухи, что отравился с горя. Или нарочно бегал больным на мороз без шинели.

А мог бы быть сдержаннее в Твиттере, может быть обошлось бы. Конечно, у Крымской войны вовсе не одна причина. Но мнение, что глупым понтом в одно слово длиной Николай I сильно подпортил своё геополитическое положение, как я понимаю, маргинальным не является.

Мне интересно, что думает человек номер два в мире, китаец Си Цзиньпин, читая твиты человека номер один в духе «Китайцы должны понимать, что торговля с нами пойдёт бойчее, если они Северную Корею приструнят» или «Молодцы китайцы, стараются». Хотелось бы думать, что Си Цзиньпин не Наполеон III, сильных чувств не испытывает и философски рассматривает вопрос в плоскости: «Ну чего взять с невоспитанных белых собак...»

Новости родного района
el
sergeyoho
С юного десятилетнего возраста я жил в московском районе Отрадное. Когда въехали, можно было почти прямо от дома бегать на лыжах по огромному яблоневому саду. А в весенних лужах проводить парусные регаты. Потом повырубили, застроили и даже метро провели.

Район пролетарский, но далеко не худший из московских. Ночью ходить было не стрёмно. Во всероссийские новости, к счастью, попадает редко. Собственно, до вчерашнего дня мне был известен один случай.

Посетив родные места в 2005-м году после долгого перерыва, я был немного шокирован новой архитектурной доминантой района.



Помимо мечети «Ярдям», в экуменический комплекс влился храм Николы Чудотворца:



И синагога Даркей Шалом, какой же может быть экуменизм без синагоги.



Но всё же издалека мечеть явно доминирует.

И вот читаю в новостях, что имам экуменической мечети получил три года. За оправдание терроризма. Точнее за проникновенную речь по поводу насильственной смерти некого члена организации «Хизб ут-Тахрир». Которая основана в Иерусалиме в 1953-м году и, как водится, запрещена в Российской Федерации. Рунет распространяют про эту мечеть и разные другие интересные слухи, но хрен проверишь их надёжность.

Короче, проклятая глобализация. Меня ещё волнует, что религиозный комплекс родного района интегрирует не три религии, а три с половиной. Шиитская мечеть «Инам» расположена под одной крышей с «Ярдямом». Интересно, как они сосуществуют в свете обострившихся внутриисламских богословских споров?

Тезисы Ланькова
el
sergeyoho
Обычно я понимаю, что сей крутой спец по Корее пишет, но тут у меня неувязка. Или я чего-то важного не секу в военном деле?

4) Реальной угроза станет тогда и только тогда, когда КНДР проведут успешный запуск МБР (межконтинетальной баллистической ракеты), способной поражать цели на континентальной территории США. Мало повозить что-то, похожее на такую МБР на параде - её надо успешно запустить. Когда (если) это произойдёт, КНДР станет третьей, после России и Китая, страной мира, способной нанести ядерный удар по США. Для любого американского президента это станет серьёзной проблемой, возникновение которой может подвигнуть на военные операции. Трампа - особенно.

5) От запуска МБР нас отделяют месяцы или даже годы. Пока этого запуска не произойдёт, в Вашингтоне никто ничего силового предпринимать не будет – слишком велики риски. Поначалу, сразу после своего избрания, Трамп действительно подумывал о силовом варианте, но к концу февраля, пообщавшись со специалистами, и осознав реальную ситуацию, он и его команда от идеи превентивного удара отказались – по крайней мере до тех пор, пока МБР остаётся угрозой теоретической.


Я не понимаю следующего. «Успешный запуск МБР» разве не означает, что Северная Корея уже достигла своей цели и территория США уже под угрозой ядерного удара? Соответственно, риски войны для США уже резко повысятся, чего Ким Чен Ын и жаждет. Так почему США будут ждать этого интересного события, если в принципе готовы на военное решение?

Ясно, что один успешный запуск МБР ещё не будет означать наличия надёжной системы ядерного удара. Но какая-то, пусть ненадёжная система в этом случае у северокорейцев появится. Значит, вероятность ядерного гриба на западном побережье в случае войны станет существенно ненулевой. А сейчас пока нулевая. Ненулевая она для японцев и южнокорейцев. В крайнем случае можно разукрасить Эмпайр Стейт Билдинг и Статую Свободы в цвета флагов пострадавших стран.

Переходный возраст
el
sergeyoho
Обсуждали тему. Что было с переходным возрастом в другие времена и в других обществах? И был ли он вообще? Я высказал гипотезу, что всегда был, куда ж ему деваться. Организм колбасит, хочется по кому-нибудь проехаться и мордой в лужу сунуть.

Но точки приложения этих благородных эмоций кардинально изменились. Сейчас их в большой степени выпускают на родителей. Разлитая в воздухе идеология внушает, что это в целом правильно и в порядке вещей. А когда-то катком бы проехались и заасфальтировали. В Голландии XVII-го века, суперпрогрессивной по тем временам стране, непослушного сына можно было волей отца отдать в матросы в качестве воспитательной меры. Или в тюрьму посадить охладиться, если в матросы жалко.

Соответственно, негатив выливался в первую очередь на сверстников, младших детей, животных. Что сейчас на Западе не в моде и встречает сильное противодействие общества. И реально, по моим ощущениям, в Израиле отношения между детьми гораздо мягче, чем то, что я наблюдал в СССР. (А я догадываюсь, что в СССР наблюдал далеко не самое худшее. И поздний СССР далеко не самое жёсткое общество в плане родительской власти и авторитета.) Был третьего дня на спектакле молодёжного театра «Инкубатор» на тему травли и понтов в школе. Лёгкий мюзикл-капустник, проблемы с улыбочкой решаются. Фильм «Чучело» бы им посмотреть для выработки перспективы.

Короче, когда родитель принимает на себя очередную порцию истеричных воплей чада, он должен радоваться. Если б не он, то жертвой был бы беззащитный ребёнок. Или того хуже, котёнок.

Как Эдичка перестал беспокоиться за друга
el
sergeyoho
Jerusalem Post сообщает, что в Чикаго проходит еврейская пацифистская конференция. Участники конференции не просто за мир, а за бойкот и санкции в отношении Израиля. Выступать пригласили Расмею Одех – террористку, получившую когда-то в Израиле пожизненное за участие в теракте 1969-го года (взрыв в супермаркете, двое убитых), освобождённую по обмену в 80-е, а потом въехавшую жить в Америку и позабывшую уведомить принимающую сторону о славном боевом прошлом. Теперь злопамятная Америка таскает героиню по судам, а она там говорит, что во всём виноваты сионисты: пытки в израильских тюрьмах начисто отшибают память. Сейчас вроде согласилась пойти на сделку, по которой её не сажают в тюрьму, а дарят билет в Иорданию в один конец.

Мне, когда я читаю такие новости, вспоминается отрывок из «Это я, Эдичка». Меня лично он настраивает на философский лад: ничто не ново под луной, через 40 лет всё так же, пробьёмся.

Помимо бурного секса с чернокожими обитателями Нью-Йорка, молодой Лимонов посещает митинг в защиту палестинского народа. В рамках поиска взаимопонимания с местной левой активисткой по имени Кэрол. А третьим с ними увязался еврей, знакомый Лимонова. И вот Лимонову становится неудобно, что он притащил кореша на неподходящий митинг.

Наших товарищей предупредили, что Еврейская лига обороны хочет устроить беспорядки, постарается сорвать митинг, – сказала Кэрол усмехаясь, испытующе поглядывая на нас с Александром. Мне-то что, я перекати-поле, я русский украинец, есть во мне и осетинская кровь и татарская, я только и ищу приключений, а вот Александр – еврей, для него участие в митинге в защиту прав палестинского народа, пожалуй, можно считать противоестественным. Так мне показалось, пока мы не поднялись в зал. Среди сидящих в зале было много евреев. Я перестал беспокоиться за Александра...

После ливанца выступал небольшого роста человек неопределенной национальности. Может быть, он был похож на мексиканца или латиноамериканца. Это был профессиональный оратор, речь его была четкой, отработанной, остроумной и убедительной.
– Это Питер, руководитель нашей районной организации, – прошептала мне Кэрол….
– Хорошо чешет, профессионально, – сказал я с завистью, подумав, что когда еще я смогу говорить так, как он, а мне очень хотелось выступить…
Питер оказался не латиноамериканцом, а евреем, что он в конце митинга и использовал, очень остроумно и ловко отвечая на вопросы парня в тюбетейке – это был, видимо, очень хороший и честный еврейский парень – судя по тому, как он волновался и нервничал, говоря о палестинском вопросе. Питер терпеливо ответил ему и в конце нанес решающий удар легко и резко, вдруг сказав, что не следует путать сионизм и евреев, что он, Питер, кстати сказать, тоже еврей. Изящность его выступления я оценил, оценили и присутствующие, наградив Питера аплодисментами.

Злоключения мистера Грабхера
el
sergeyoho
На этой неделе вычитал в Газете.ру душещипательную историю, вот один из англоязычных первоисточников. Живёт в Канаде человек по имени Лорне Грабхер. Гордящийся своими немецкими корнями и относительно распространённой немецкой фамилией. Когда-то давно на юбилей отца он сделал именную табличку на машину, как разрешено канадскими законами. Вот такую:



И ездил благополучно, пока американская пресса не слила на Трампа компромат, который должен был окончательно обеспечить победу кандидатке от прогрессивных сил. Как известно, убийственной уликой в этом компромате была произнесённая Дональдом в разговоре между мальчиками фраза «Grab her by pussy». То бишь «хватай её за...».

С Трампа как с гуся вода, на мичиганских металлургов и их жён компромат не подействовал. А вот Лорне Грабхер пострадал. Потому что Канада – оплот прогрессивных сил и противостоит идущей с юга тьме. Получил письмо от властей родного штата Новая Шотландия с аннулированием таблички. Теперь борется, шумит. Ему даже позвонил какой-то австрийский мэр и посочувствовал. Мол, у нас в городке полно Грабхеров, мы тоже этим гордимся. Вовсе не будучи сексистами и мизогинами.



А сын Лорне Грабхера ездит теперь вот с такой табличкой в штате Альберта (справа написано «это моя фамилия»). Не знаю, долго ли продержится на дорогах.

?

Log in

No account? Create an account